Под неврозами понимаются расстройства нервной деятельности, вызванные не органическими поражениями систем и органов, а невозможностью адаптироваться к стрессу.
В медицинской практике используется термин «невротическое расстройство», который охватывает психосоматические нарушения, сопровождающиеся изменением психического состояния. В развитых странах такое состояние диагностируются чаще – ими страдают до 20% населения, в том числе дети[1].
Оглавление
Причины и проявления невроза
Причины у всех довольно индивидуальны. Расстройство вызывают триггерные ситуации, однако значение имеет не провокатор нервного срыва, а неадекватное восприятие происходящего пациентом.
Выделяют такие причины развития невроза:
- наследственная предрасположенность;
- изменение гормонального фона;
- повышенные физические и эмоциональные нагрузки;
- бесконтрольный прием медицинских препаратов.
Такая проблема у ребенка – следствие невротических нарушений[2]. К заболеванию склонны впечатлительные и эмоционально нестабильные люди. Если говорить о физических факторах, то на развитии невроза сказывается уровень нейромедиаторов, который влияет на адаптивные свойства личности к психогенному воздействию.
Диагностика основывается на оценке симптомов, объединенных в две группы: психические и физические.
Первая группа включает:
- повышение тревожности;
- нарушение сна;
- раздражительность;
- нежелание пациента идти на контакт.
В группу физических симптомов включают боли любой локализации, тахикардию, проблемы со стороны ЖКТ и других систем организма. Симптомокомплекс невроза у каждого человека индивидуален. В рамках диагностики проводят дифференциацию с сопутствующими заболеваниями, а после обработки результатов врач ставит окончательный диагноз.
Лечение и профилактика
Методами лечения заболевания выступают медикаментозная терапия и психокоррекция. Врач назначает успокаивающие препараты для снятия нервного напряжения, стабилизации сна. К относительно универсальным средствам можно отнести «Валосемид» – безрецептурный препарат седативного, спазмолитического действия. Он может дополнить комплексную терапию и помочь уменьшить проявления невротического расстройства. Капли для приема внутрь способствуют улучшению состояния при нервном напряжении. Однако средство противопоказано лицам до 18 лет (ознакомьтесь с инструкцией и другими противопоказаниями).
Значительную роль в терапии неврозов играют физические упражнения и психотренинг, которые производят общеукрепляющий эффект, повышают адаптивные функции организма[3].
Лечебная физкультура и рекомендованные упражнения
Помощь в лечении отклонения оказывают плавание, йога, скандинавская ходьба. Такие виды физической активности предполагают умеренные нагрузки и подходят пожилому пациенту, ребенку, человеку с сопутствующими заболеваниями, при которых интенсивные тренировки не желательны.
В рамках лечебной физкультуры выполняют специальный комплекс упражнений для укрепления организма. Полезно тренироваться под музыку умеренного успокаивающего ритма, что усилит лечебный эффект гимнастики[4].
Рекомендованные упражнения:
- из положения стоя поочередное сгибание и разгибание спины, руки на поясе;
- наклоны вперед-назад, влево-вправо;
- повороты корпуса влево-вправо;
- ходьба на месте с поднятием колен;
- выпады вперед поочередно каждой ногой;
- из положения лежа упражнение для ног «велосипед» и «ножницы»;
- подтянув ноги и обхватив голени руками, выполнять подъем таза, не отрывая корпуса от пола.
Каждое упражнение выполняют 30 – 60 сек., постепенно увеличивая время. Ежедневная тренировка положительно влияет на нервную систему, улучшает кровообращение, увеличивает гибкость позвоночника. Человек, практикующий гимнастику регулярно, реже сталкивается с нервными болезнями, спокойнее реагирует на психоэмоциональные проблемы[5].
В профилактике неврозов хорошо себя зарекомендовали упражнения на растяжку, координацию, выносливость. Ребенку предлагают циклические упражнения на развитие силовых и скоростных качеств.
Дыхательная гимнастика
Глубокое дыхание расслабляет и положительно сказывается на всех системах организма человека. Клетки насыщаются кислородом, восстанавливается вегетативная регуляция, в результате психоэмоциональное напряжение снижается[6].
Преимущество дыхательной гимнастики в том, что проводить ее можно в любом месте, что стабилизирует состояние при возникновении непредвиденного срыва. Помощь окажет разовое выполнение гимнастики, но лучше практиковать дыхательные тренировки регулярно.
Рекомендованные техники для профилактики и лечения тревожных состояний:
- 4/4/4 – вдох на четыре счета, задержка дыхания на четыре счета, выдох на четыре счета, повторять 2 – 5 мин;
- 4/7/8 – вдох на четыре счета, задержка дыхания на семь счетов, выдох на восемь счетов;
- вдох через левую ноздрю, выдох через правую – повторить 5 раз, после выполнить упражнение наоборот.
Для лучшего эффекта правильно настраиваются на занятие: принимают расслабленное положение, выпрямляют спину, раскрывают грудную клетку. Регулярные практики могут избавить от головной боли, учащенного сердцебиения, нарушения концентрации и внимания. Они не лечат болезнь, но увеличивают пользу терапии, подобранной специалистом.
В целях профилактики срывов и для укрепления здоровья рекомендуется ежедневно практиковать диафрагмальное дыхание, при котором задействуются верхние отделы легких, нижняя часть грудной клетки, мышцы живота.
Когнитивно-поведенческие упражнения
Т.к. невроз развивается на фоне реакций человека на происходящее, то для лечения и профилактики подобных состояний задействуют психотерапию. Удачный прием коррекции – когнитивно-поведенческие упражнения. Они формируют правильные установки, снижают чувствительность к триггерным ситуациям[7].
В профилактике этого состояния специалисты также используют и такие техники:
- Повышение творческой активности. Метод, разработанный Д. Скоттом, направлен на поиск выхода из сложившейся ситуации. В ходе мозгового штурма пациент составляет список идей, которые могут быть сумасбродными, но именно такие мысли помогают преодолеть страх и неуверенность. Впоследствии решения оцениваются, отбирается лучшее.
- Преодоление стресса. Специалист выявляет, какие ощущения пациента сопровождают триггерную ситуацию: шум в голове, холодный пот и другие физические симптомы. Далее преувеличивают ощущения, чтобы понять, из-за чего возникает напряжение. Пациент под контролем врача проводит обработку ответов и пытается найти способ уменьшить внутреннее напряжение. Как только больной осознает, что паника отнимает силы и вредит здоровью, появится понимание, какие шаги предпринять, чтобы преодолеть стресс.
- Самоанализ по Д. Рейуортеру. Практику проводят с врачом и самостоятельно. Пациент занимает позицию стороннего наблюдателя. Внимание поочередно переключается с физических ощущений на мысли и чувства. Если в голове много мыслей, им позволяют сменять друг друга. Регулярные практики окажут помощь в принятии себя, понимании глубинных желаний и страхов. Когнитивно-поведенческая терапия не дает мгновенного результата. Придерживаются системы и поддерживают контакт с врачом, который вовремя скорректирует терапию и методы лечения заболевания. Сочетание психотренинга, ЛФК и дыхательной гимнастики повысит устойчивость организма к стрессу, предотвратит возникновение невроза.
[1] Каменецкий Д. А. Неврозология и психотерапия : учеб. пособие. – М. : Гелиос АРВ, 2001. – 383 с.
[2] Архангельский А.Е. Общая психопатология: учебное пособие. – СПб: Образование, 1994. – 154 с.
[3] Свядощ А. М. Неврозы и их лечение: 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1982. – 368 с.
[4] Епифанов В. А. Лечебная физкультура и спортивная медицина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 568 с.
[5] Лечебная физкультура при неврозах: методическая разработка/ Таова А.Х., Токов Х.Х., Татарканов А.А. // Педагогические науки. – 2015. – С.15-17.
[6] Смулевич А.Б. Невротические расстройства: руководство по психиатрии: в 2 т. / А.Б. Смулевич. – М., 1999. – Т. 2. – 201 с.
[7] Ташлыков В. А. Психологическая защита у больных неврозами и психосоматическими расстройствами: пособие для врачей. – СПб.: Изд. СПбМАПО, 1992. – 23 с.