Меню Рубрики

Система Монтессори: упражнения для раннего развития детей

У вас есть ребенок? Вы являетесь молодыми родителями? Или вы родители со стажем? У вас единственный ребенок? А может быть, у вас большая семья?

Но как бы то ни было, если у вас есть дети, то главной целью вашей жизни является – вырастить их успешными людьми, ориентированными на самоопределение и самореализацию.

Поэтому сейчас самое время узнать, что такое раннее развитие детей по системе Монтессори.

Мария Монтессори — итальянский ученый – педагог, доктор наук, мировая величина в области педагогики и психологии, которая достигла поразительный успехов в области раннего развития способностей и наклонностей ребенка, раскрытия его талантов, нацеливания на успех.

Для вас не секрет, что игра — основной способ познания мира любым малышом. Только через игру должны строиться учебные занятия с ребенком, причем с самого момента рождения.

игра

Роль игры в обучении ребенка

Детский период жизни делится в свою очередь на несколько сенситивных периодов:

  • сенсорный – с рождения до 5-6 лет
  • период понятия и определения для себя порядка — с рождения до 3 лет
  • вся совокупность движений и моторики от 1 до 4 лет
  • речь — с рождения до 6 лет
  • социальная адаптация от 2-3 до 6 лет

И помогать своему ребенку, как можно лучше освоить все заданные природой программы, призваны вы, родители. Тут на помощь вам и должны прийти игра. Игры включают в себя и занятия на развитие логики и речи,  познание практической жизни, получение навыков письма и чтения и обязательное сенсорное развитие.

Вся методика Монтессори направлена на лучшее раскрытие способностей малыша, уже заложенных в нем природой. Только играя, дитя учится понимать и чувствовать этот мир, давать правильную оценку предметам.

Несомненно, невозможно полностью в домашних условиях проводить занятия, которые рекомендует нам педагог. Но тут к вам на помощь приходят центры и курсы раннего развития ребенка.   Они обладают высокообразованными специалистами, оборудованными для занятий классами, материалом и здесь собираются большие от 30 до 40 человек детей для групповых занятий.

К большому сожалению, не везде есть такие центры. Как же поступить родителям в этом случае? Не отчаивайтесь! Соблюдать основные принципы этой педагогической системы вы сможете и в домашних условиях.

Стимуляция-изучения-иностранного-языка-ребенком

Первичное познание мира ребенком

Уже в самом раннем возрасте ребенок начинает познавать мир вокруг себя. Именно поэтому мы используем многофункциональные игрушки: они и шумят, и шуршат, и меняют формы. Сделайте своими руками яркие небольшие мешочки с различными наполнениями (горох, рис, семечки, маленькие камешки и т.д.).

Ткань для мешочков также должна быть различной фактуры (гладкая, бархатистая, яркая и блеклая, с рисунком и без него). Если мешочки заменить на коробочки или баночки, то мы к зрительным и тактильным ощущениям добавим еще и слуховые.

Уже в возрасте 6 месяцев у малыша проявляется интерес к мелким предметам. Это нормально, и если не стараться отобрать все мелкие вещицы, а старательно развивать, то вместе с мелкой моторикой рук у ребенка будет хорошо развиваться речь, а затем и абстрактное мышление.

Естественно развивать этот интерес нужно под вашим строгим контролем: мелкие вещи могут быть опасны!

Как подготовить ребенка к занятиям по системе Марии Монтессори

Не думайте, что ваш ребенок еще слишком мал для каких бы то не было занятий. Начинать развитие и воспитание следует с самого момента рождения.

Вот основные принципы проведения занятий:

  1. Не раздражайтесь, будьте предельно терпеливы
  2. Не кричите, говорите спокойным голосом, но будьте настойчивы
  3. Никогда не приказывайте ребенку, советуйтесь с ним, как со взрослым
  4. Давайте ему больше возможностей выбора

Именно методы и приемы занятий по методике Марии Монтессори помогут культивировать в маленьком человеке любовь к занятиям и учению, внушат устойчивые мотивации для дальнейшего продолжения учебы.

занятия с ребенком

Прежде всего, найдите и определите совместно с малышом его собственный уголок в доме. Там он будет хранить свои личные вещи. Найдите место, где будут храниться его еще маленькие, но уже необходимые орудия труда: веник, совок, тряпочка для вытирания пыли и т.д. Пусть ваш ребенок станет полноценным участником всех домашних дел. Не только по самообслуживанию, но и таких важных, как приготовление обеда, украшение дома к празднику, участие в генеральной уборке.

Уважайте его усилия! Пусть он еще не умеет, пусть после его работы вам придется что-то переделывать, не акцентируйте на этом внимание. Создавайте ситуацию успеха. Покажите, как вам важна его помощь, насколько она ценна для вас.

Проводить занятия лучше всего в комнате самого малыша, но помните, что мебель там должны быть по росту ребенка и обязательно должна быть легкой и мобильной.
Подумайте, ведь маленькие дети неуютно чувствуют себя во взрослом мире со взрослой мебелью — многие предметы совершено недоступны для них.

Как приступить непосредственно к занятиям

Проводите уроки систематически в одно и то же время, пусть это войдет в привычку.

Совсем не обязательно заниматься с какими – либо игрушками, материалом для занятий могут служить любые предметы и материалы, окружающие вас. Пусть интересную тему предложит сам ребенок.

занятия с детьми

Не следует заставлять продолжать занятия, если малыш устал или у него пропал интерес. Не насилуйте волю ребенка. Но в то же время постарайтесь его мягко и ненавязчиво убедить в том, что нельзя бросать дело незаконченным. Привычка — все доводить до конца, будет очень полезна во взрослой жизни. Храните все необходимое для занятий в одном и том же месте, и пусть ребенок сам уберет туда все материалы.

Во время занятий старайтесь не торопить и не понукать ребенка. Все что вам кажется таким простым и легким, для него – подобно тайне бытия.

В любом случае ваша главная задача – наблюдать за реакциями, действиями, чувствами ребенка. Показывайте ему, как нужно делать, но не делайте это за него. Показывайте своими действиями, но не объясняйте словами. Ваши действия должны говорить лучше слов.

Сначала малыш говорит: «Дай мне, я сам!», но иногда сами же родители уничтожают эти попытки ребенка быть самостоятельным, выполняя за него всю работу. Поймите, что этим вы отбиваете его тягу делать что-то самому.

И вообще Мария Монтессори рекомендует во время занятий педагогу — воспитателю говорить как можно меньше. Пусть малыш сам догадается. Дайте возможность ему почувствовать наслаждение – открывать для себя что-то новое и неизведанное!

Примеры упражнений по методике Марии Монтессори

пересыпание риса

  • Упражнение «Пересыпание риса» (2-5 лет)

Цель: развитие мелкой моторики рук, приобщение к аккуратности, развитие терпения и усидчивости, создание ситуации успеха

Материалы: поднос или большая тарелка, небольшой кувшин, наполненный рисом до половины, стакан или чашка, тряпка для уборки.

Сначала ознакомьте ребенка с предметами, назовите их четко и ясно, назовите все действия, связанные с данными предметами.

Помните, что вы должны выполнять действия достаточно медленно и так, чтобы они были понятны для ребенка. В одну руку возьмите кувшинчик, в другую – стакан. Направьте горлышко кувшина ровно в середину стакана и пересыпьте в него рис. Теперь пусть ребенок повторит ваши действия. Объясните ему, что пусть сразу не все получается, но не нужно расстраиваться, а можно убрать за собой и повторить его еще раз.

Когда упражнение начнет хорошо получаться, то вместо риса можно использовать жидкости: воду, молоко или сок. И очень скоро ваш маленький хозяин будет пытаться обслуживать своих родных за общим столом.

  • Упражнение «Сияющие ботинки» (3-5 лет)

Цель: развитие ловкости и координации, приобщение к самообслуживанию, аккуратности.

Материалы: старая газета, пара обуви, крем для чистки обуви, щетка, суконка.

Перед началом работы расстелите на полу газету, объясните, для чего это делается. Щеткой уберите грязь с обуви, возьмите в одну руку ботинок, другой рукой нанесите на него крем, повторите процесс с другим ботинком. Не забудьте тщательно закрыть крышечку на баночке с кремом. Когда крем немного подсохнет, отполируйте суконкой каждый ботинок по очереди до блеска.

Пусть малыш теперь повторит ваши действия со своими ботиночками.

Педагог и воспитатель Мария Монтессори опытным путем доказала, что каждый навык следует развивать в определенном возрасте, начиная с самого раннего, иначе можно упустить момент и не дать должного развития способностям малыша.

Помните, родители, что самым важным является именно ОН — ваш единственный и неповторимый ребенок, обладающий только ему присущими чертами характера, способностями и возможностями, поэтому вы и должны использовать лучшие методики для реализации его как личности.

Если вас заинтересовала данная статья, то вы можете подписаться на наш блог.

Комментарии

  • Интересная статья, возьму на заметку! У самого ребенок 10-ти месяцев. Кстати, а что вы можете сказать поводу утверждения, что ребенок лучше всего учится в первые три года, после этого возраста его научить чему-либо бывает крайне тяжело.

    • А мне кажется, в первые три года ребенок учится взаимодействию с окружающим миром, познает его, и учится уже позже, когда начинает осознавать, что он делает.

  • Спасибо за актуальные советы. Я думаю, что читающий ребенок в 3 года для мамы это конечно тешит самолюбие, а как для ребенка... однозначно заниматься надо (у меня двое детей одному 3 года другой 17 лет) и вы правы, найти специалистов, а не распиаренные комплексы, очень сложно. А вот с вашими рекомендациями согласна — в каждом возрасте важно дать то что надо, ведь дорого ложка к обеду, и не раньше и не позже)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.